Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций
В Белогорском муниципальном округе в 15 образовательных организациях трудятся 41 руководящий работник, в том числе:
- 15 руководителей (9 директоров общеобразовательных организаций, 2 директора организаций дополнительного образования, 2 заведующих детских садов);
- 4 руководителя филиала (3 руководителя общеобразовательных организаций, 1 руководитель организации дополнительного образования);
- 22 заместителя руководителя (3 заместителя на уровне дошкольного образования, 19 заместителей руководителей общеобразовательных организаций).
Все 22 заместителя руководителя совмещают руководящую и педагогическую должности, из них для 4-х работников должность заместителя руководителя является основной.
Руководящий состав образовательных организаций Белогорского округа
- Эффективность управленческой деятельности.
Поскольку эффективность образовательной организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет, важной задачей для МКУ ООиМП БМО является всесторонняя оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации.
В целях проведения вышеуказанной оценки управлением образования всесторонне анализируется работа руководителей образовательных организаций всех уровней образования. Действенным механизмом является муниципальная система оценки качества образования Приказ № 433-р от 22.11.2017 "О муниципальной системе оценки качества образования"
Инструментами МСОКО являются утвержденные критерии оценки эффективности (качества) работы руководителей образовательных организаций, включающими данные о результатах подготовки и достижениях обучающихся, создания условий в образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ, кадровое обеспечение и др.
Формирование профессиональных компетенций руководителей образовательный организаций.
В целях устранения профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций и для последующего совершенствования профессиональных компетенций руководителей, а также реализации адресных программ повышения квалификации проводится периодический мониторинг руководителей различных уровней образования, включающий статистическую информацию о повышении квалификации и стажировках руководителей.
Информация о повышении квалификации руководителей.
Выбор методик проведения мониторинга, определение показателей и методов сбора информации для проведения мониторинга определяется в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ О МОНИТОРИНГЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, приказами и информационными письмами МКУ ООиМП БМО.
- Качество подготовки обучающихся
Эффективность руководителей образовательных организаций в части обеспечения качества подготовки обучающихся определяется результатами государственной итоговой аттестации, единого государственного экзамена, региональных контрольных работ, всероссийскими проверочными работами, национальных исследований качества образования, оценки по модели PISA.
Информация о результатах качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях размещена в разделе «Система оценки качества подготовки обучающихся».
Дополнительным инструментом, применяемым для оценки качества подготовки обучающихся является организация и проведение мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся.
Анализ информации о подготовке обучающихся полученной из разных источников, позволяет выявить общеобразовательные организации с низкими образовательными результатами и организовать работу, направленную на поддержку таких учреждений. Работа с общеобразовательными организациями с низкими образовательными результатами на муниципальном уровне проводится в соответствии с Положением о методическом десанте.
Одной из особенностей муниципальной системы образования является повышенное внимание к развитию детской одаренности. Для развития этого направления задействовано большое количество ресурсов: экономических, материально-технических и человеческих.
В качестве показателей, характеризующих подготовку одаренных обучающихся, используются результаты профильного уровня государственной итоговой аттестации, различных чемпионатов, конкурсов и олимпиад.
Участие обучающихся и достижение ими высоких результатов в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах, отражают наличие условий в образовательной организации для всестороннего развития обучающихся, а также поддержку участия со стороны педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
Информация об участии обучающихся образовательных организаций в олимпиадах, конкурсах и конференциях размещена в разделе «Дополнительное образование. Одаренные дети».
Показатели, характеризующие работу руководителей образовательных организаций по подготовке обучающихся, включены в критерии муниципальной системы оценки качества образования, эффективности работы руководителей образовательных организаций.
- Организация получения образования обучающихся с ОВЗ, детьми инвалидами.
Одной из приоритетных задач руководителей образовательных организаций является обеспечение необходимых условия для реализации различных адаптированных образовательных программ, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Информация об организации обучения лиц с ОВЗ размещена в разделе "Инклюзивное образование"
Информация об организации обучения лиц с ОВЗ
Показатели, характеризующие работу руководителей образовательных организаций по созданию условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, включены в критерии муниципальной оценки качества образования, эффективности руководителей образовательных организаций.
- Качество управленческой деятельности.
В целях оценки качества управленческой деятельности проводится аттестация руководителей образовательных организациях на подтверждение соответствия занимаемой должности на основе его профессиональной деятельности. Аттестация руководителей проводится не реже одного раза в пять лет.
Информация о порядке аттестации руководителей образовательных организаций и кандидатов на должность руководителя размещена в разделе «Методическая работа. Кадры и аттестация».
Дополнительным инструментом для оценки и повышения качества управленческой деятельности служат данные о стажировках, сетевом взаимодействии и участии в конкурсах профессионального мастерства руководителей образовательных организаций.
Участие руководящих работников образовательной организации в конкурсах профессионального мастерства, а самой образовательной организации в таких конкурсах, как Всероссийский смотр-конкурс «Лучшие 1000 школ – 2019» и «Всероссийское признание «Лучшие руководители РФ – 2020» свидетельствует о высоком качестве управленческой деятельности руководителя образовательной организации и его неравнодушии к выполняемой работе.
В целях совершенствования управленческой деятельности проводится анализ выявленных нарушений, которые фиксируются по результатам контрольных мероприятий, проводимых различными контрольно-надзорными органами и ведомствами в отношении образовательных организаций и их руководителей. На основании выявленных нарушений принимаются управленческие решения, разрабатываются планы мероприятий «дорожные карты» по устранению и недопущению нарушений в сфере законодательства.
Информация о выявленных нарушениях, а также отчеты об их устранении публикуются на официальных сайтах образовательных организаций в разделе «Документы» в подразделе «Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний».
6. Формирование кадрового резерва
В целях устранения дефицита управленческих кадров в муниципалитете создана система кадрового резерва руководителей образовательных организаций. Кадровый резерв формируется на основе конкурсного отбора (конкурса) согласно Положению о формировании кадрового резерва для замещения вакантных должностей руководителей муниципальных образовательных организаций Белогорского района
- Создание условий для реализации основных образовательных программ.
В целях оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций по созданию качественных и безопасных условий осуществления образовательной деятельности используется информация нескольких наблюдений, таких как:
- общая оценка эффективности (качества работы), включающая критерии эффективности обеспечения условий, направленных на здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса и эффективность использования и развития ресурсного обеспечения;
- внешняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в соответствии со статьей 95.2 Федерального закона № 273-ФЗ;
- оценка готовности образовательных организаций к новому учебному году.
Информация о подготовке образовательных организаций к началу 2021/22 учебного года.
Анализ результатов и значений показателей, полученных в ходе вышеуказанных наблюдений позволяет получить объективную информацию о качестве работы руководителей образовательных организаций по использованию всех ресурсов образовательной организации и созданию современных, безопасных и качественных условий осуществления образовательной деятельности.
Организация и проведение Мониторинга, анализ полученной информации в рамках Мониторинга, подготовка адресных рекомендаций для руководителей образовательных организаций
Выбранные методики проведения мониторинга, показатели и методы сбора информации для проведения мониторинга характеризуют уровень владения информацией о развитии системы образования и контроля за деятельностью руководителей образовательных организаций.
Таким образом, по итогам 2021 года будет сформирован достаточный банк данных и информации для оценки эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций.
В рамках каждого наблюдения, мониторингового исследования и отчета подведены итоги деятельности работы образовательных организаций различных уровней образования, отражающих функциональность работы руководителей по управлению организациями.
При установлении случаев низкоэффективной работы руководителей образовательных организаций, не достижения установленных результатов, в их адрес направлены замечания и недостатки в управлении образовательными организациями, даны рекомендации по их устранению, а также организована работа по контролю за устранением выявленных замечаний и недостатков через систему согласования программ развития образовательных организаций.
Комплекс мер по повышению эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций
В целях повышения эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций МКУ ООиМП БМО разработан комплекс мер («дорожная карта») по развитию системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Белогорского округа (далее – дорожная карта), предусматривающий совершенствование процедур оценки эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций, совершенствование системы менеджмента образовательными организациями, повышения уровня управленческой деятельности.
Анализ реализованных мероприятий
по повышению эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций
Проведение анализа реализованных мероприятий по повышению эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций запланировано в рамках реализации мероприятий дорожной карты по итогам 2021 года.